вторник, 11 марта 2008 г.

Опал

opal.jpgЭто минерал, гидрогель оксида кремния, по своему составу близкий к кварцу, однако отличающийся переменным содержанием воды.
Благородный опал – драгоценная разновидность обширного семейства опалов - выделяется среди них характерной бриллиантовой игрой цвета в различных частях видимой области спектра.
Игра цвета – опалесценция – может быть не сплошной, а точечной, мозаичной, зональной и т.д.
Название камня происходит от санскритского «упала» - драгоценный камень. Оно пришло в наш язык через греческое «опалиос» и латинское «opalus». Благородные опалы всегда ценились высоко. В одной из поэм, приписываемых Орфею, говориться, что опал веселит богов. Римские полководцы украшали опалами свои жезлы, чтобы стать победоносными.
Плиний писал об опале, что «есть в нём огонь, мягче, чем в карбункуле, есть великолепный пурпур аметиста, есть морская зелень изумруда – всё объединилось в одном камне. Он может вызвать знание, даваемое сапфиром, победу, даваемую рубином, безопасность изумруда, золото и богатство топаза и королевский пурпур аметиста».
Благородные опалы встречаются очень редко, и это, в совокупности с красотой и популярностью, определяет их высокую цену. Цена на самые красивые камни массой свыше 10 карат с игрой нескольких цветов достигала на зару6еж.рынке 7200 долларов за карат. Стоимость обычных камней составляет несколько сот долларов за карат.
Наиболее удивительной и присущей лишь благородному опалу особенностью является его сложение практически правильными сферическими частицами аморфного кремнезема одинакового размера, расположенными упорядоченно по принципу плотневшей кубической упаковки. Размеры частиц колеблются в пределах 150-450 нм. Пустоты между сферами имеют правильную форму и расположение. Чередованием правильно расположенных сфер и пустот между ними создаются естественные дифракционные решетки. Отражение и рассеивание света происходит на поверхности пор, которые либо заполнены кремнезем, либо остаются пустыми.

Известны два основных типа благородных опалов, характеризующихся различными оптическими свойствами.
Опалы первого типа относятся к вулканическим породам, второго - связаны с комплексом терригенных осадочных пород. Опалы из вулканических пород характеризуются большей прозрачностью за счет более мелких пустот между сферами с весьма однородной ориентировкой. Это вызывает широкие полосы цвета, а не яркие пятна. В опалах из осадочных пород распределение сферических частиц имеет более сложный характер. Первичные частицы размером 10-50 нм образуют более крупные, порядка 170-380 нм, сферические сгустки, дифрагирующие белый цвет.
Особенности благородных опалов стали основой для разработки их синтеза. Сведений о получении благородных опалов в литературе нет. Белые синтетические опалы по красоте уступают природным. В проходящем свете они характеризуются бледным розовато-оранжевым или розовато-желтым цветом, на общем фоне которого просматриваются отдельные светло-синие и желтые участки. Опалы имеют хорошо выраженную равномернозернистую структуру с размером зерна в поперечнике 0,13-0,20 мм и в проходящем свете (при рассмотрении кабошона сверху) напоминают строение кварцита. В поперечном же срезе проявляется отчетливое столбчатое строение опала. Это видно и из соответствия размеров и очертаний зерен кремнезема на верхней и нижней сторонах образца. При увеличении в 10-20 раз становится различимо дендритовидное строение агрегатов кремнезема.
Зерна имеют неправильные сложноизрезанные границы, создающие причудливую мозаику. Тени на участках пересечения отдельных зерен создают в проходящем свете «картину сухих листьев».
В отраженном свете при увеличении становится различим рисунок, напоминающий рыбью чешую или кожу ящерицы.
Ученый У.Ф. Эпплер считает, что образование блоков структуры белых синтетических опалов происходит в процессе придания им механической твердости при термической обработке до 500-800 •С. В результате сокращается объем материала, возникает много трещин контракции, которые сокращают, ограничивают микроблоки. Блоковая структура подобного рода в природных опалах не наблюдается.
Многочисленные трещины - результат прессового воздействия на опал - в природных образцах не отмечаются.
Синтетические белые опалы флюоресцируют синевато-белым цветом под действием коротковолновой (235,7 мм) УФ- лампы. Более сильная флюоресценция с последующей короткой флюоресценцией зеленого цвета наблюдается под воздействием более длинноволнового (345 мм) УФ-облучения.
Природные опалы, когда они флюоресцируют под воздействием УФ-облучения, фосфоресцирует после этого длительное время.
Синтетические опалы, в отличие от природных, имеют высокую пористость, что приводит к быстрому впитыванию ими хлороформа и обесцвечиванию. При этом насыщение опала флороформом сопровождается выделением пузырьков воздуха. Из-за высокой пористости они, подобно силикагелю, прилипают к языку, что не характерно для природных благородных опалов.
В течение многих веков за опалом укрепилась слава камня, который приносит несчастье и сеет зло. У обладателя камня всегда было много неприятностей.
Дурным влиянием опала объяснялись самоубийства, преступления, разводы, банкротства. Согласно поверью, опал, содержит внутренний яд, от которого сам и гибнет. Именно поверье заставило английского короля Эдуарда VII заменить в своей короне опалы на рубины.
В период ссылки Наполеона бесследно исчез знаменитый опал «Горящая Троя», принадлежавший императрице Жозефине. Согласно легенде, он будто бы растворился в воздухе, уничтожив себя. Этот легендарный камень действительно пропал после ссылки Наполеона. Из-за всех этих слухов венские ювелиры потеряли покупателей и вынуждены были выбросить «коварные» опалы в Дунай.
В XV11 веке в сокровищницу испанских королей попал «Большой опал» в золотой оправе. И на царствующую династию сразу посыпались несчастья. Наследник умер ребенком флотилия идущих из Южной Америки кораблей, груженных золотом, затонула у берегов Испании. «Большой опал» отдали священнослужителям монастыря в Альмейде. Монахи повесили его перед образом Мадонны.
Очевидно, дурную славу опал получил из-за трудности его обработки. Ему противопоказано долгое пребывание находиться на солнце - камень обезвоживается, теряет переливчатость, становится молочно-белым. Вот почему опал называют «изменчивым» и считают символом непостоянства.
Опал - камень обманчивых надежд. Это камень фантазёров, живущих в мире нереальных надежд, но высоких помыслов. Для деловых людей опал в качестве талисмана не годится. Его обязательно следует носить в серебре и использовать как брелок. Люди с неустойчивым характером не должны носить опал.

Комментариев нет: